Что такое КАЗС?

В 2012 году, правительство вывело АЗС из сферы контроля Ростехнадзора. Это событие внесло кардинальные перемены в рынок АЗС, поменявшие правила и возможности работы всех видов автозаправочных станций.

На наши дни, порядок производства и работы КАЗС, регламентируется только МЧС, за исключением ситуаций, нахождения АЗС на территории опасного производственного объекта. В таких случаях, к делу подключается Ростехнадзор. МЧС подразделяет виды АЗС в своих основных документах НПБ 111-98 и в своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года.

На данный момент на рынке АЗС, представлено огромное количество продукции, имеющей различные наименования, но по своей сути обладающих идентичным функционалом. К ним можно отнести: контейнерные АЗС (КАЗС), мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и другие, но все их, МЧС классифицирует как контейнерные АЗС (КАЗС), цитируем: «Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». Если перевести официальную терминологию в более понятное поле, то получится, что контейнерная АЗС совсем не обязательно должна выглядеть как нечто упакованное в контейнер и одновременно называться контейнерной АЗС, важно лишь одно — она обязана быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС — может быть и открытым наземным резервуаром, со встроенным тех. отсеком для ТРК, что в совокупности являет собой ёмкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся «топливный модуль» — все они контейнерные АЗС. Без разницы, как они сконструированы или каким наименование обладают. Важно только одно — конструкция в виде единого изделия.

Любая конструкция, соответствующая требованиям МЧС, и обладающая необходимой сертификацией на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами именно как контейнерная АЗС. Так что внешний вид КАЗС, выбирается исключительно ее будующим владельцем: можно как зашить резервуар в «контейнер», так и оставить его открытым — это не регламентировано нормами. Наименовать заправочную станцию такого типа — «Мини АЗС» не совсем правильно, так как в данной сфере «Мини АЗС» именуют классическую АЗС, но с одним заправочным островком и небольшим навесом. Так что, компактные КАЗС, будет корректнее именовать, как «Мини контейнерные АЗС».

Особенности конструкции КАЗС

Какая разница между одностенным и двустенным резервуаром?

Отвечаем на вопрос. В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром крайне ограничена. АЗС такого типа можно эксплуатировать исключительно за пределами населенных пунктов, а объём емкости, с толщиной в одну стенку, не может превышать 10м3. Под АЗС обязательно разместить поддон, способный вместить полный объем потенциального пролива всей ёмкости резервуара КАЗС, что становится не самым дешевым предприятием и снижает мобильность КАЗС, так как переезд потребует сооружение нового поддона. Из этого следует одно: для комфортного и эффективного извлечения прибыли из КАЗС — двустенный резервуар абсолютно обязательная часть станции.

По поводу оборудования

КАЗС в исключительном порядка должна быть оборудована собственным насосом приёма топлива с бензовоза, с автоматическим отключением, при достижении отметки заполнения резервуара. Этот пункт обязателен, так как закачивание топлива в КАЗС, собственным насосом бензовоза запрещено. Так же, необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации, технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара огнеупорной, выполненной из металла, перегородкой первого типа.

В ситуации, когда резервуар вместе с трубопроводами зашит в «контейнер», обязательна установка системы автоматической вентиляции, оснащённой датчиками загазованности. Описанные нами особенности конструкции КАЗС, в первую очередь контролируются силами МЧС.
Существует и ряд других особенностей, обязательных к выполнению заводом — изготовителем. Полный список отражён в НПБ111-98, но не всегда на них обращают внимание представители контролирующих органов.

Из этого следует, что приобретение КАЗС, оснащённой одностенным резервуаром и только одной заправочной колонкой — не является решением вопроса о законной эксплуатации КАЗС и каждый инспектор МЧС, станет вашей головной болью. При таком подходе, рентабельнее будет приобретение «старой бочки» с простенькой ТРК, за гораздо меньшую стоимость, но с тем же результатом.

Объёмы отсеков и самой КАЗС

Не менее важный пункт — объемы камер резервуара. Предельная ёмкость одной камеры контейнерной АЗС, размещённой на территории населенного пункта, обязана быть в пределах 10м3, а общая вместимость резервуара контейнерной АЗС не должна превышать 40м3. За территорией населенных пунктов — максимальный объём камеры — 20м3, а общая ёмкость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 60м3.

Из этого следует, что в населенном пункте, резервуар КАЗС 40м3 обязан быть разделён на четыре камеры, а за пределами населенного пункта, на две камеры. КАЗС 40м3, оборудованную одной камерой, вы сможете использовать, исключительно умышленно уклоняясь от регламентаций эксплуатации КАЗС, а соответственно, без возможности использования всех преимуществ контейнерных станций. Такое изделие попадает уже под другой тип классификации АЗС, согласно НПБ 111-98, и ТРК уже обязана быть вынесена за пределы контейнера хранения, в связи с чем появится потребность в проектирования объекта.

Правила установки и контролирующие органы

В 2012 году, в связи с выводом АЗС из списка опасных производственных объектов, Ростехнадзором, ситуация с установкой и использованием АЗС объективно поменялась в позитивную сторону. В данный момент, если вы приобретаете КАЗС, для собственных нужд предприятия, с размещением на собственной территории, а для её размещения не требуется капитальное строительство — вы не обязаны получать ни лицензий, ни разрешений для использования станции. Единственным важным пунктом остаётся соблюдение требований пожарной безопаности, для автозаправочных станций.

Главная задача - установка КАЗС, в соответствии с нормами НПБ 111-98, а именно:
  • Соблюдение расстояния до объектов различных категорий
  • Подготовка площадки с зоной въезда и выезда
  • Изготовление основания для АЗС, выполненного в формате дорожной плиты — фундамента, обладающего высотой не менее 0,2м, по отношению к прилегающей к ней площадке и с размерами на 0,5м больше габаритов самой станции в каждую сторону
  • Установка ограждения, препятствующего наезду на КАЗС, автотранспорта
  • Назначение и обозначение ответственных за пожарную безопасность, а так же выполнение всех требуемых противопожарных мероприятий

После выполнения всего указанного списка, эксплуатация КАЗС не вызовет никаких сложностей, а плановая проверка, вашего предприятия, пожарными инспекторами, не будет проблемой.

Документация

Один из самых важных пунктов — правильный пакет документов для КАЗС. У вас должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. А если вы собираетесь устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, потребуется согласование установки с Ростехнадзором. Помимо этого, желательны экологический и санитарный сертификаты.

Самое важное — АЗС должна быть сертифицирована. По документам и сертификатам должна она должна числиться станцией для раздачи и заправки топливом. Сертификация в качестве резервуара и остальных комплектующих по отдельности не подходит, исключительно единое заводское изделие, по НПБ 111-98, то есть именно автозаправочная станция.

Проблема кроется в том факте, что из-под контроля Ростехнадзора были выведены исключительно автозаправочные станции. В случае когда по документам приобретён резервуар, он является лишь складом горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре, а так же получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, с последующим получением разрешения на строительство и дальнейшим введением его в эксплуатацию, как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

Сейчас на рынке представлены модификации «АЗС эконом класса», в которую входят только одностенный резервуар и колонка. Заявляем – это не является КАЗС. Комфортно и законно такоё приобретение эксплуатировать не выйдет. Для правильной эксплуатации, требуется изделие, построенное в полном соответствии с НПБ 111-98.
С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Как выбрать поставщика АЗС?

АЗС — серьезное приобретение, мы рекомендуем уточнить у поставщика, как скоро они готовы будут устроить для вас экскурсию по своему производству? Уклонение от прямого ответа или слишком долгий срок, должны насторожить. Далее, рекомендуем посетить несколько выбранных производителей и удостовериться в наличии адекватных производственных мощностей и ознакомиться с его готовой продукцией. Абсолютная часть участников рынка, не являются непосредственными производителями, не смотря на их заявления об обратном, а распознать это по телефону далеко не всегда получается.

Автоматизация

На наших КАЗС можно установить абсолютно автоматизированный дистанционный контроль за работой станции, количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам, чип-ключам или денежной оплате.

Это крайне удобная функция в современных реалиях, полностью заменяющая собой живого оператора. Вся нужная информация будет доступна в режиме онлайн здесь и сейчас.
Возможна установка лимитов топлива, для водителей, или для автомобиля, на день, неделю или например месяц. А также, в наличии возможность контроля, с передачей точных данных: кто и когда заправлялся, анализ остатков топлива в резервуарах, отображение температуры и плотности топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в вашу КАЗС.

Автоматизированная АЗС позволяет исключить саму возможность хищения топлива, персоналом организации или недовоза топлива, недобросовестными поставщиками. Все системы автоматизации приблизительно одинаковы по набору функций и отличаются лишь небольшими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик?

Единственное преимущество автотопливозаправщика — нет необходимостт в выполнении норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Если просто: работайте где угодно — проверок не будет.
Но имеется минус, перекрывающий сильные стороны — крайне сложно наладить контроль по расходу топлива и абсолютно невозможно следить за остатками топлива с помощью уровнемера, всегда найдётся отстойник или кран в нижней части АЗС, позволяющий слить топливо, недобросовестному водителю топливозаправщика.

Главные плюсы КАЗС, которые стоит отметить:

  • Учёт и контроль топлива 24/7 в режиме онлайн, за счёт применения систем автоматизации
  • Возможность автоматизированной работы станции, без участия операторов

Мы кратко отразили общую информацию, по отличительным особенностям контейнерных и мобильных АЗС, их комплектациям, установке и процессу эксплуатации.
Мы надеемся, что она будет полезна для вас и поможет минимизировать количество ошибок и проблем при выборе АЗС.

admin
admin
http://a0771837.xsph.ru//

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *